Интересную находку обнаружили сотрудники Серпуховского историко-художественного музея. В старинных пряжках от конской сбруи, находящихся в фондах музея, были случайно найдены игральные карты – одна червонной масти, а другая – с изображением белки с телегой. Музейщиков стал занимать вопрос – зачем нужно было прятать карты в сбрую? Они провели собственное расследование и пришли к любопытным выводам. Рассказ об этом опубликовала сотрудник пресс-службы музея Нина Стрелкова в сообществе учреждения ВКонтакте. Мы решили представить вниманию читателя авторское повествование об интересном открытии. Пусть, это всего лишь предположения, но история и правда занимательная.
“Карты наудачу”
Внимание сотрудников Серпуховского историко-художественного музея привлекли обычные пряжки от конской сбруи XVIII века, которые находятся в фондах музея. Они не из золота, и, разумеется, драгоценных камней на них мы не увидим – медный декор да стеклярус украшают фрагменты конской амуниции.При осмотре находки были обнаружены спрятанные игральные карты: червонной масти и карта с изображением белки с телегой. Что бы это могло значить? Зачем было прятать игральные карты в пряжках от сбруи?
В научном паспорте мы находим, что данные пряжки поступили в 1930 г. из музея Остафьево, ранее находились в коллекции князя Павла Петровича Вяземского. За ответом мы отправляемся в усадьбу, расположенную в тридцати километрах южнее Москвы.
Более 100 лет Остафьево принадлежало одной семье – четырем поколениям князей Вяземских. На протяжении XIX столетия усадьба была тесно связана с литературной и художественной жизнью Москвы, являясь местом творческих встреч представителей нескольких поколений литераторов: А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, Н.В. Гоголя, В. А. Жуковского и других, внесших огромный вклад в сокровищницу отечественной культуры. Именно здесь Н.М. Карамзин (он был женат на старшей дочери А.И. Вяземского Екатерине) написал первые тома «Истории государства Российского». Благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора многотомное произведение открыло историю России для широкой образованной публики. Работа над «Историей» чередовалась с пешими или верховыми прогулками по окрестностям Остафьева. Супруга Екатерина Андреевна всегда сопровождала мужа в прогулках, не раз в своих письмах Н.М. Карамзин упоминал, что Екатерина Андреевна была искусной наездницей. Так вот где возможно кроется ответ! Судя по декору пряжек можно предположить, что лошадь принадлежала даме.
В молодости Екатерина Андреевна отличалась «необыкновенной красотой». Она живо интересовалась вопросами литературы и помогала мужу в его исторических занятиях. Даже великий поэт был тронут красотой и умом Екатерины. Познакомился Пушкин с Карамзиной летом 1816 года в Царском Селе. В молодые годы он был к ней неравнодушен и свои добрые чувства сохранил к ней до последних минут жизни. Не исключено, что они виделись и в Остафьево, согласно сохранившимся документам Пушкин приезжал сюда три раза.
Хотя в усадьбе было немало обитателей, предпочитающих верховую езду, не побоимся предположить, что именно Екатерина Андреевна спрятала наудачу карты времен А.С. Пушкина в пряжки от сбруи. Червонная масть обозначает любовь, верность, а белка с телегой – успех. Жаль, что мы не можем узнать все подробности, связанные с этой занимательной историей…
Автор: Нина Стрелкова