95 лет назад 25 октября в Петербурге родилась девочка, которой было суждено стать звездой оперной сцены мировой известности. Ее жизнь состояла из взлетов и падений, но в конце она призналась, что хотела бы ее повторить.
Галину воспитывала бабушка. Ее мать, наполовину полька, наполовину цыганка с красивым глубоким голосом, не испытывала к девочке материнских чувств и без сожаления отдала ее свекрови.
Девочка росла в небогатой семье, но зато купалась в любви. Бабушка, Дарья Александровна Иванова происходила из Вологодских крестьян, а дед был печником. Когда дедушка умер, бабушка стала подрабатывать прачкой. Родители Галины ничем им не помогали, и соседи называли девочку «сироткой».
Галя училась посредственно, уроки вообще не делала, зато от матери ей передались красивый голос, отличный музыкальный слух и артистизм. Этот талант заметил школьный учитель пения Иван Игнатьевич Игнатов и стал бесплатно давать ей частные уроки.
Узнав об увлечении дочери пением, на десятилетний юбилей мать подарила ей патефон и пластинки с оперой Чайковского «Евгений Онегин». Галя выучила всю оперу наизусть.
С началом войны, когда началось отступление, девочке едва удалось добраться до летной части, так она попала к летчикам. И, вместо того, чтобы учиться в школе, девочка постигала другую науку – она научилась перевязывать раненых, обращаться с оружием, гасить зажигательные бомбы.
Когда в Ленинграде началась блокада, Галина бабушка умерла. Ее отец ы это время был уже арестован за анекдот про Сталина, а мать с новым мужем жила на Дальнем Востоке. Девочка осталась в блокадном городе, и голодала, но ей не суждено было умереть, Галину нашли люди, которые ходили по квартирам в поиске выживших. Так она попала в женский отряд в войсках ПВО, который откапывал раненых во время бомбежек и оказывал им первую помощь.
Галина пела в госпиталях для раненых солдат, она выступала на кораблях и в землянках. Через некоторое время она устроилась на работу осветителем в Выборгский дом культуры. В конце войны в Выборге открылась музыкальная школа имени Римского-Корсакова, и Галина пошла туда учиться, но уже через полгода бросила.
После снятия блокады Галина попала в Ленинградский театр оперетты. Сначала она была простой певицей, но однажды ей пришлось заменить заболевшую солистку. Вот тогда и открылся ее большой талант, и артистке стали давать сольные партии. К тому времени она уже успела выйти замуж и через два месяца развестись, от мужа-моряка ей досталась красивая фамилия. Достойная сценического псевдонима – Вишневская.
Второй брак у Вишневской был с 40-летним директором Театра оперетты Марком Рубиным. И у пары родился сын, но он прожил всего несколько месяцев.
В 1952 году Галина Вишневская узнала о том, что Большой театр проводит конкурс исполнителей. Несмотря на то, что у нее не было профессионального музыкального образования, певица рискнула и приняла участие. Этот конкурс открыл для нее двери в большой мир музыки. Сначала ее взяли в театр стажером, но после ее блестящего исполнения одной из центральных партий в опере «Фиделио», о ее таланте заговорили, у Вишневской появились первые поклонники. Очень скоро она стала примой Большого театра, и ей доставались почти все главные партии в репертуаре – «Аида», «Евгений Онегин», «Каменный гость», «Война и мир», «Лоэнгрин».
В 1955 году произошла судьбоносная для нее встреча с Мстиславом Ростроповичем. Он влюбился в нее без памяти и очень красиво ухаживал. Брак с Рубиным распался. Она вышла замуж за Ростроповича после проведенных вместе гастролей в Праге.
В эти годы карьера певицы развивалась бурными темпами. Она ездила на гастроли в США, где пела в лучших концертных залах – «Ла Скала» и «Ковент-Гарден».
Только в 1966 году Вишневская экстерном окончила Московскую консерваторию. Это решение она приняла после того, как сыграла главную роль в фильме-опере «Катерина Измайлова», музыку к которому написал Шостакович.
Но уже в конце 60-х стремительная карьеры певицы пошла на убыль. Вишневская и Ростропович выступили в защиту писателя Александра Солженицына, исключенного из Союза писателей СССР. После этого гастроли Вишневской отменили, запретили ей выпускать новые пластинки, а ее имя исчезло со страниц газет и журналов.
Весной 1974 опальные супруги решили на время уехать за границу, где у них была возможность выступать. Сначала во Францию уехал Ростропович, потом Галина с детьми. У них родились две дочери, одна стала виолончелисткой, другая – пианисткой. Потом семья переехала в США, потом в Англию, а вскоре у них отняли гражданство СССР.
За границей Вишневская выступала на самых престижных сценах мира, последней точкой ее творческой карьеры была «Гранд-опера» в Париже. Потом она преподавала, занималась постановкой спектаклей и написанием книг. Всю правду о тяготах жизни в Советском союзе певица рассказала в автобиографической книге «Галина», которая была издана в Вашингтоне.
В феврале 1990-го супругам вернули гражданство на Родине, и они вернулись в Россию. В 1993-м Вишневскую приняли на службу в Театр им.Чехова, где она исполнила главные роли в нескольких спектаклях. А в 2002-м она создала и возглавила Московский Центр оперного пения, исполнив свою заветную мечту. Там она проводила все дни.
Семейная жизнь с Ростроповичем сложилась очень счастливо, они прожили вместе 52 года, до самой его смерти в 2007 году.
В 2009 году об истории их любви сняли документальный фильм, который сделан в форме диалога оперной дивы и ее старшей дочери Ольги.
Вишневская пережила мужа всего на 5 лет, она умерла 11 декабря 2012 года в возрасте 86 лет. Врачи назвали ее уход естественным.
В своем последнем интервью Галина Вишневская сказала, что если бы у нее был второй шанс прожить свою жизнь, она оставила бы все как есть.